top
logo

О превратностях любви (к туризму). Печать

 Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь письмом от 29.04.2017 № 2-1-10/00817 "О налогообложении услуг по поиску покупателей" разъяснило некоторые вопросы, связанные с налогообложением услуг иностранных компаний по поиску клиентов для белорусского гостиничного бизнеса.


 На примере взаимоотношений с нидерландской компанией Booking.com B.V., которой, в частности, оказываются услуги по системе онлайн-бронирования, с помощью которой заказчик может сделать гостиничные номера, апартаменты и т.п. доступными для бронирования, а гости (посетитель платформы или гость заказчика) могут забронировать номера, в данном объекте размещения, разъяснено об обязанности исчисления и уплаты заказчиком (белорусской организацией) налога на добавленную стоимость (НДС) на основании п.1 ст.92 Налогового кодекса Республики Беларусь (НК) и в соответствии с положениями ч.1 п.5 ст.100, п.8 ст.103 НК.


 Одновременно указано на другое немаловажное обстоятельство: доходы от осуществления таких операций не являются объектом налогообложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (налог на доходы).


 Письмо МНС основано на законодательстве и не вызывает сомнений в обоснованности и правомерности изложенного.


 Возникает вопрос иного характера: все ли логично с точки зрения осуществления налоговой политики и ее последовательности, в данном случае - в сфере туризма и, в частности, иностранного.


 Действительно, с соответствии с абзацем девятым части третьей подпункта 1.4 пункта 1 статьи 33 НК выручка (доход) за услуги по поиску и (или) предоставлению белорусскому субъекту хозяйствования - заказчику (организации либо индивидуальному предпринимателю, далее - заказчик) информации о потенциальных покупателях (потребителях) (далее - услуги) является объектом налогообложения в Республике Беларусь налогом на добавленную стоимость, если услуги оказываются заказчику исполнителем - иностранной организацией.


 Правильно это или нет - но таково требование законодательства, из которого, игнорируя все теоретические рассуждения о нейтральности косвенных налогов, потенциально следует увеличение цены услуги по бронированию гостиничных мест для иностранных туристов. Пусть не обязательно на 20 процентов, но все равно ощутимо.


 С другой стороны, годом ранее законодатель предусмотрел, что на доходы, полученные иностранными организациями за предоставление услуг по бронированию мест проживания, не распространяются положения подпункта 1.12.4 пункта 1 статьи 146 НК (обложение посреднических услуг), то есть доходы иностранных компаний от организации, в частности, онлайн-бронирования мест проживания, в том числе гостиничных номеров, не признаются объектом налогообложения налогом на доходы с 1 января 2016 г.


 Таким образом, 18-процентное налоговое обременение вознаграждения (дохода) иностранца с 2016 года отсутствует, но зато с 2017 года появляется 20-процентное. Заранее допускаю определенную некорректность сравнения без конкретных сумм, но речь идет о сути действий, но не о математических различиях. Причем, в определенных ситуациях и суммы будут вполне сопоставимы.


 Вот тут и возникает вопрос о последовательности налогового процесса, налоговой политики и налогового законодательства. Может быть, любовь прошла или просто так сложилось?


Вернуться назад << Евгений Герштейн,
заместитель Председателя
Ассоциации аудиторских организаций.
 

bottom