top
logo

Реклама или просто подарок? Печать

 Распространенная ситуация: организация приобретает рекламную продукцию, а именно: конверты, ручки, календари, блокноты с логотипом организации и отправляет все конкретным организациям, к примеру, по почте в рамках рекламной акции.


 Можно ли в указанные расходы отнести на затраты в налоговом учете в качестве расходов на рекламу? Не является данная операция безвозмездной передачей? Как всю рекламную акцию оформить документально?


 Попытаемся ответить на эти вопросы по существу.


 Следует обратить внимание на то, что определения термина «рекламная акция» в законодательстве не содержится. Косвенно данное понятие комментируется в Положении о проведении рекламных игр на территории Республики Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 30.01.2003 № 51 «О проведении рекламных игр в Республике Беларусь», согласно п.4 которого не являются рекламными играми рекламные акции в форме проводимых в целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг) мероприятий, в процессе которых все их участники, выполнившие условия, установленные проводящей эти мероприятия организацией или индивидуальным предпринимателем, а также представительством иностранной организации, получают одинаковые подарки.


 Принято порядок проведения акции регламентировать в приказе руководителя организации с указанием срока акции, ее условий, порядка выдачи рекламной продукции.


 В силу вышеуказанного, в рассматриваемой ситуации речь, по мнению автора, целесообразно вести о наличии рекламной деятельности как таковой, без акцентирования на акционности в том понимании, которое мы имеем, и корректнее не оперировать выражением «рекламная акция», поскольку существо вопроса от этого не меняется, а рассматривать проблематику в отношении рекламы в целом.


 По сути, указанные в преамбуле расходы возможно рассматривать в качестве затрат на рекламу, учитываемых при налогообложении, не рассматривая такие действия как безвозмездную передачу товаров.


 В основе такого суждения – положения действующих нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих вопросы рекламной деятельности и, в частности – распространения рекламы, а также акты гражданского и налогового законодательства.


 Вначале обратимся к базовым понятиям, определенным Законом Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее – Закон о рекламе):


  объект рекламирования - продукция, товар, работа или услуга (далее, если иное не предусмотрено настоящим Законом, - товар), организация или гражданин, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан, средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игры, иные игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характера;

  реклама - информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке;

  рекламная деятельность - деятельность организации или гражданина по выполнению работ по проектированию, производству рекламы и (или) оказанию услуг по ее размещению (распространению);

  рекламодатель - организация или гражданин, деятельность или товары которых рекламируются либо которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы.


 Применительно к рассматриваемой ситуации, налицо все указанные элементы: объект рекламирования (средство индивидуализации – логотип), рекламодатель (организация-заказчик), реклама (информация об организации, нанесенная на предметы пользования), рекламная деятельность (изготовление логотипа организации-рекламодателя).


 Конкретизация и регламентация процесса рекламирования содержится, в частности, в Положении о порядке размещения (распространения) на территории Республики Беларусь рекламы продукции, товаров, работ, услуг, производимых на этой территории, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2007 № 1497 (далее – Положение № 1497).


 Так, в соответствии с п.3 Положения № 1497 к рекламе товара, производимого на территории Республики Беларусь, относится реклама, содержащая информацию:

  о товаре, производимом на территории Республики Беларусь (изображение внешнего вида товара, его отличительных свойств, потребительской упаковки, описание физических, химических или иных свойств товара или иная подобная информация);

  об отечественном производителе;

  о продавце, осуществляющем деятельность на территории Республики Беларусь и реализующем товары, производимые на территории Республики Беларусь.

 Согласно п.4 Положения № 1497 размещаемая (распространяемая) на территории Республики Беларусь реклама товара, производимого на этой территории, изготавливается только с привлечением организаций Республики Беларусь и (или) граждан Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами.


 Документальное оформление изготовления и рекламирования товара, производимого в Беларуси (как указано в вопросе – рекламной акции), регламентировано п.п.5, 6 Положения № 1497, из которых следует, что:

  документом, подтверждающим изготовление рекламы товара, производимого на территории Республики Беларусь, только с привлечением организаций Республики Беларусь и (или) граждан Республики Беларусь, является договор об изготовлении такой рекламы организацией Республики Беларусь и (или) гражданином Республики Беларусь либо письмо организации Республики Беларусь или гражданина Республики Беларусь об изготовлении такой организацией или гражданином рекламы, если данная организация или гражданин являются рекламодателями такой рекламы;

  документами, подтверждающими рекламирование товара, производимого на территории Республики Беларусь, только с участием граждан Республики Беларусь, являются:

  договор о выполнении работы гражданином Республики Беларусь по рекламированию такого товара или об использовании изображения гражданина Республики Беларусь в такой рекламе и паспорт гражданина Республики Беларусь;

  либо договор об оказании услуги модельным агентством, осуществляющим деятельность на территории Республики Беларусь, по предоставлению модели (гражданина Республики Беларусь) для участия в рекламировании товара.


 С другой стороны в отношении безвозмездной передачи п.1 ст.543 Гражданского кодекса Республики Беларусь указывает, что по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность, либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу, либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.


 Из этого возможно утверждать, что дарение (безвозмездная передача) вовсе не предполагает в качестве цели, например, привлечение внимания к объекту дарения, формирование или поддержание интереса к нему, и в этом смысле, несмотря на внешнюю безвозмездность операции передачи рекламного продукта, подтекст «корыстности» в ней присутствует. Так или иначе, реклама выступает как по существу самостоятельный от дарения процесс.


 С учетом изложенного, в рассматриваемом случае очевидны признаки рекламы, определенные Законом о рекламе, и, соответственно, правомерно вести речь об осуществлении расходов организации на рекламу.

 При выполнении условий документального оформления, описанных в Положении № 1497, а также обязательном сопровождении первичными учетными документами, отвечающими требованиям статьи 10 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», таких расходов они, с одной стороны, по существу отличны от обычной безвозмездной передачи товаров. С другой стороны, отвечают критериям, определенным п.1 ст.130 Налогового кодекса Республики Беларусь: затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении (далее в настоящей главе - затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)), представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.


Вернуться назад << Евгений Герштейн,
заместитель Председателя
Ассоциации аудиторских организаций.
 

bottom